Кашинцев А.Ю.
«Синие камни» Вологодской области
Культовые камни, привлекающие в последнее
время внимание многих исследователей, распространены на значительной части
лесной зоны восточной и северной Европы. Уже при беглом знакомстве с этой
группой памятников становится очевидна их неоднородность. Значительная
часть исследований по данной теме, посвящена культовым камням на поверхности
которых, имеются углубления или рисунки - «следовики» и чашечные камни («чашечники»).
Однако, в тени таких исследований остается другая не менее привлекательная
для исследования группа камней так называемые «Синие камни».
На территории Вологодской области так же
можно найти немало свидетельств поклонения природным объектам – священным
родникам, рощам, и камням. На сегодня имеются сведения о 67 культовых камнях
на Вологодчине. В данном выступлении я хотел бы остановится на культовых
объектах известных как «Синие камни».
Сведения о культовых камнях в названии
которых присутствует эпитет “синий” можно найти в исследованиях посвященных
изучению Карелии, Ярославской и Новгородской областей. Пожалуй, самым
известным из подобных памятников, исследованию которого посвящены более
десятка статей – Синий камень, расположенный на берегу Плещеева озера под
Переславлем-Залесским[1].
На данный момент имеются сведения о трех
подобных объектах и на территории Вологодской области:
1. Синий камень. Расположен на возвышенном
берегу р. Кулой, у д. Захаровская, Осташевского с/с, Верховажского района,
на расстоянии 0.5 к м. от старого русла, от нового русла 1.5 км в местечке с
названием Нижний и Верхний Осинники.
Размеры камня в длину – 7 м,
ширина – 4.5 м, в высоту камень достигает 2 м от поверхности земли.
Ориентация по линии ЮЗ – СВ. Поверхности камня частично заросла мхом, имеет
крупные трещины. Цвет камня серый, после дождя – синий, пористый.
2. Синий камень. Расположен у д. Анисимовской,
Осташевского с/с. Камень находится на пригорке, у обочины дороги ведущей в
деревню. Под пригорком протекает р. Скочиха.
Размер камня ширина – 1.5 м, длина
– 4.0 м, высота над поверхностью земли – 0.4 м. Ориентирован по линии ЮВ – СЗ.
Поверхность камня плоская.
По словам местных жителей камень обладает специфической особенностью уходить
и подниматься из земли. Старожилы утверждают, что такое явление происходит с
периодичностью раз в сто лет. В сер. 50-х годов камень поверхность камня
возвышалась над землей на 0.5 м. По данным на 1996 г. поверхность сравнялась
с уровнем земли. Максимальная высота которой достигал камень – 2.8 м.
3. Синий камень. Располагается у д. Обухово,
невдалеке от п/о. Дубровск , по дороге в Оларево, Вологодского района.
Камень не обследован.
Происхождение названия данной группы
памятников, обычно связывают с цветом камня, однако чаще всего «Синие камни»
представляют собой обычные валуны сине-серого, а чаще серого цвета, без
следов обработки. По форме и размерам они не чем не отличаются от других
мегалитов в изобилии присутствующих на территории присутствия ледника.
В связи с этим, при изучении
культовых камней, а в особенности культовых камней естественного
происхождения, не имеющих на своей поверхности каких-либо следов, на первый
план выходит фольклорно-этнографический аспект изучения культа камней.
Наличие связанных с данными объектами материалов
фольклорно-этнографического плана: легенд, преданий, роль которых для
выделения данных памятников, окажется решающей.
При анализе религиозных представлений
связанных с таким видом культовых объектов как «синий камень», многие
исследователи обращают внимание на древность и стабильность названия камня.
В свете архаичных мировоззренческих представлений, реконструкция которых
успешно осуществляется в последнее время (В.В. Иванов, В.Н. Топоров, Б.А.
Успенский и др.), представляется, что это название не случайно.[2]
Исследования по истории цветовых
обозначений показали сложную систему значений цветового эпитета “синий” в
древнерусский период, когда ему было свойственно обозначение темной части
спектра (т.е. обозначал собственно синий, серый, темный, черный).
Исходя из этого, можно предположить, что название камня “Синий” может
являться его цветообозначением в смысле “серый, темный”, хотя по своим
цветовым показателям камень и не выделяется среди обычных валунов.
Но стоит обратить внимание и на символическое
значение эпитета “синий”. Основные черты славянской мифологии могут быть
описаны системой семантических противопоставлений (жизнь – смерть, верх –
низ, белый – черный)[3]. Черный
цвет воспринимался как неблагополучный, цвет несчастья, горя, смерти,
траура, загробного мира. Одна из сфер символического употребления эпитета
“синий” связана с его ролью в мифологических представлениях, где он
выполняет функцию маркированного признака, указывающего на соотношение
объекта или явления с загробным миром, смертью[4].
Следует заметить, что подобные факты
фиксируются и в близкой к славянской балтоязыческой традиции. На основании
предложенного значения, можно предположить, что эпитет “синий”, включенный в
название камня, является признаком смерти, загробного мира.
В целом, говоря о религиозных представлениях
связанных с культом камня, можно отметить, что в них отразилось двойственное
отношение к культовым камням, в одних случаях они оцениваются как
сакральные объекты, в других – отношение к ним явно негативное. В том и в
другом случае выделяется языческий элемент, хотя в негативном варианте он
выступает более явственно, в позитивном варианте, в виду значительной
ассимиляции языческих представлении христианством, его вычленить сложнее.
Христианская
направленность сюжетов, связанных с культом камней, хорошо прослеживается,
но часть преданий относит культовые камни к языческому наследию. Так,
например, в отношении «Синего» камня на р. Кулой[5]
сложилась специфическая традиция его связи с потусторонним миром и нечистой
силой, негативное восприятие. Легенды гласят, что камень является центром
капища Чуди, в осиновой роще так же находилось деревянное изображение
чудинских богов, по-видимому здесь приносились жертвы. Рядом сосновый бор, в
котором долго не рубили деревьев (до 50 - 60-х годов XX в), опасаясь, что
постройки из этих деревьев сгорят, что и случилось при постройке овчарни на
левом берегу – сгорела на второй год после постройки. Сейчас неизвестно
место, но где-то неподалеку находился «горький ключ», солоноватая вода
которого использовалась вместо соли. Убивать у камня животных разрешалось
только в очень голодные зимы.
Местные жители
утверждают, что перед сменой погоды, если прислонится к камню ухом, то можно
услышать, как он шипит или гудит. Говорят, что нельзя выбивать на камне свое
имя, такой человек может в скором времени заболеть или даже умереть: таким
образом раньше наводили порчу на скот и людей, надписи для этого выбивались
в полночь при полной луне. На камне не держится снег, поэтому он всегда
голый и виден из далека. Летом над камнем по утрам вьется туман. По легенде
этот камень одна из малых гор, где раньше, раз в году проходил шабаш ведьм.
На противоположном правом берегу р. Кулой расположено местечко Бечишно,
которое, по утверждению местных, водило и пугало людей, а в заводи водились
русалки.
В ходе изучения
культовых камней Ярославской области[6]
было установлено, что данная группа культовых камней чаще других
подвергалась уничтожению, камни скидывали в глубокие озера, топили в
болотах, разбивали. Возможно, что это было связано с крайне негативным
отношением православной церкви именно к «Синим камням». Если по отношению к
«следовикам» мы видим сначала попытки их крещения (вырубания крестов на
камне), а на более позднем этапе, включения их в православные традиции,
приписывания происхождения следов местным святым, или библейским героям, то
по отношению к «Синим камням», единственным методом борьбы осталось полное
их уничтожение. Возможно, известный нам по письменным источникам культовый
камень, находившийся на древнем поселении Белозеро[7],
который по легенде был свергнут в реку как языческое мольбище, так же
относился к данной группе.
Рассматривая вопрос о данной группе культовых
камней, следует отметить, что, несмотря на специфические особенности
почитания и общность названия данных объектов, каких-либо археологических
оснований, для выделения этой группы как особого типа культовых памятников
нет.
Если брать за основу классификацию
культовых камней, в которой основанием является наличие или отсутствие
изображений и форма самого камня, тогда данные объекты следует отнести к
типу культовых камней без следов обработки, в которую помимо камней
естественной формы, к которым и относятся «Синих камней», входят так же
камни имеющие необычную форму (ассоциирующиеся с животными и каменные
кресла).
В заключении следует отметить, что
попытки интерпретации данных о культовых камнях привели к осознанию
сложности их изучения, поэтому расширение источниковой базы и конкретизация
данных по отдельным регионам и даже на микрорегиональном уровне являются в
настоящее время актуальной задачей[8].
[1] Бердников В. Синий
камень Плещеева озера // Наука и жизнь. – 1985. – №1. – С. 134.
[2] Шорин М.В. О цветной
символике в связи с интерпретацией культовых камней // Новгород и
Новгородская земля. История и археология. Тезисы. – Новгород,
1988. – С. 95.
[3] Там же. – С. 95.
[4] Там же. – С. 96.
[5] Там же. № 8
[6] Альквист Аря. Синие
камни, каменные бабы // Journal de la Societe Finno-Ougrienne. –
Helsinki, 1995. – № 86. – С. 7-32.
[7] О явлении
чудотворного образа Великого Василия Кесарийского. И како поставися
перви соборная церковь на Беле озере на усть Шексны реки и о вере //
ВГИАХМЗ. Сектор письм. источников. Ф.2 (Волог. Дух. Консистория).
Оп.1. д. 117.
[8] Шевелев В.В.
Культовые камни в Каргополье // РА. – 1992. – №2. – С. 57.
|